«Я дома» — агрегатор добрых дел

В Центре содействия семейному воспитанию «Кунцевский» более половины детей с ОВЗ занимаются с логопедом

13 июля, 2020

В Центре содействия семейному воспитанию «Кунцевский» более половины детей с ОВЗ занимаются с логопедом

Большинство детей самостоятельно осваивают речь, но иногда бывает так, что малышам необходима помощь профессионала. Эта проблема особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья. ЦССВ «Кунцевский» — одно из соцучреждений, где работают с такими ребятами. Большая часть подопечных ЦССВ имеют те или иные речевые нарушения (160 детишек — это 64 %) регулярно занимаются с логопедом. Специалисты Центра накопили колоссальный опыт работы с самыми сложными случаями. Рассказываем, к чему готовиться родителям малыша, которые только недавно узнали, что их ребенку необходимо заниматься логопедом, о том, чем родители могут помочь сыну или дочке быстрее справиться с проблемой.

Звукопроизношение исправляется в несколько этапов

«И родителям, и детям нужно настроиться на то, что занятия продлятся достаточно долго. Нарушения речи не исправляются за несколько занятий. Чтобы достичь результата, потребуются совместные усилия специалиста, ребенка и его семьи», — говорит логопед Мария Баратова.

На подготовительном этапе важно сформировать у ребенка интерес к занятиям. Здесь логопед работает над развитием слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. Для этого в арсенале специалиста есть специальные игры и упражнения. Занимается он и развитием артикуляционной моторики ребенка. Делается это с помощью артикуляционной гимнастики — специальных упражнений для губ, языка, голоса дыхания. «Эти упражнения обязательно нужно повторять с ребенком и дома, путь хотя бы 10-15 минут в день. Они несложны, и их вполне можно выполнять вместе с родителями как веселую игру», — советует логопед.

У многих детей этот этап протекает медленно. Затем специалист будет заниматься постановкой звуков, используя специальные приемы. После того, как у ребенка получится повторить за специалистом сложные для него звуки, можно переходить к их автоматизации, т.е. закреплению, что тоже не всегда бывает так быстро.

Порой ребенок по привычке в речи заменяет один звук другим, даже если освоил тот, который изначально ему не давался. На этапе дифференциации логопед помогает ему избавиться от этого. В финале же специалист помогает малышу автоматизировать звуки в повседневной речи. Одно дело научиться произносить «р» в кабинете логопеда, другое — постоянно употреблять в общении.

Вклад родителей

«Для того, чтобы ребенок начал говорить чисто, сначала нужно добиться правильного положения губ и языка, а для этого — много тренироваться дома. Необходимо это и для автоматизации уже поставленных звуков», — отмечает Мария Баратова.

Если пока тот или иной звук малышу не дается, свое внимание нужно сконцентрировать на артикуляционной гимнастике. «Если звук уже поставлен, следите за тем, использует ли ребенок его в повседневной речи. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда. Задания нужно выполнять точно и поэтапно», — говорит специалист.

Требования к речи ребенка нужно усложнять постепенно. Уже поставленные и закрепленные звуки должны становиться частью обычной бытовой речи ребенка. «Первое время напоминать о правильном произношении должны родители, пока у ребенка не выработается навык самоконтроля. Не ждите молниеносного результата. Сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе», — отмечает логопед.

Не нужно заострять внимание ребенка на неудачах, лучше хвалить за успехи. Если же и сами родители имеют какие-то дефекты в произношении, то им будет полезно заниматься вместе с ребенком: и свои проблемы решат, и малышу подадут пример. К тому же, для скорейшего решения проблемы, детям нужно слышать дома правильную речь, чтобы подражать ей. «Верьте в своего ребенка, ваша поддержка будет вселять в него уверенность. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции», — говорит Мария Баратова.

Другие новости

Все новости