30 июня, 2020
Ребенок с аутизмом как общаться?
На онлайн—площадке Института дополнительного профессионального образования работников соцсферы израильский специалист в области аутизма и мама особого ребенка Яэль Барагин рассказала о своем опыте общения с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и дала рекомендации родителям.
В 2014 году психолог Лорен Адамсон (Lauren Adamson) провела исследование, согласно которому у 15-20 % детей с аутизмом речь вообще не появится, как бы мы к этому ни стремились. 50 % будут иметь полноценную речь и научатся ею пользоваться в различных целях. Около 30 % научатся говорить, но только на уровне бытовых потребностей.
Основная проблема ребенка с РАС — это неспособность инициировать совместное внимание, присоединиться к общению и поддерживать совместную деятельность.
Можно ли работать с этой проблемой?
Для начала давайте разберемся, что такое общение. Чтобы общение состоялось, необходимо минимум два человека. Один сообщает информацию, а другой на нее реагирует.
Общение — это не только слова. Если вы едете на машине и видите инспектора ГИБДД, который машет палочкой, вы остановитесь, потому что между вами произошло общение: он сделал жест, и вы отреагировали.
Если вы хотите погладить ребенка, а он начинает отстраняться, вы понимаете, что ему это неприятно.
Можно общаться с помощью отдельных слов: «дай», «положи», а можно использовать сложные конструкции с множеством придаточных предложений. Кстати, высокофункциональные аутисты часто говорят книжной речью, которая не принята в ежедневном общении.
Также можно разговаривать с помощью картинок, рисунков и символов. Вот эти последние три способа могут стать для вас основой в общении с ребенком с РАС. Скажем, вы собираете его на прогулку. Он обожает парк, любит и качели на детской площадке, но ненавидит одеваться, поэтому сопротивляется вам изо всех сил. Вашу речь он не воспринимает. Не всем, но многим детям в этой ситуации может помочь фотография тех самых качелей, на которые вы собираетесь пойти.
Как еще родитель может развивать коммуникативные навыки ребенка?
В середине второго года жизни ребенок и мама становятся триадой. Они пространственно отделяются друг от друга, между ними возникает какой-то предмет, например игрушка, и осознанное взаимодействие через этот предмет. Такое взаимодействие и называется триадой. Играя с мамой в игрушку, рассматривая цветок или катая мячик, ребенок прислушивается к речи взрослого, и его знания о мире обогащаются.
Триада — идеальное условие для развития коммуникативных способностей. Общаясь с близким и родным человеком, ребенок открыт новому и на чувственном уровне усваивает новые слова.
Еще больше онлайн-занятий Института дополнительного профессионального образования работников соцсферы смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»