Как музыкальные игры помогают в развитии детям с ментальными нарушениями — «Я дома» — агрегатор добрых дел
«Я дома» — агрегатор добрых дел

Как музыкальные игры помогают в развитии детям с ментальными нарушениями

10 августа, 2020

Как музыкальные игры помогают в развитии детям с ментальными нарушениями

Для детей с ограниченными возможностями здоровья обычная музыка — один из важнейших компонентов развивающей среды. Через музыкальные игры малыши познают мир, учатся слышать и различать окружающие звуки. К тому же, они являются одним из самых «легких», любимых и доступных видов деятельности для детей с ОВЗ. Например, в ЦССВ «Южное Бутово» музыкальной терапией занимаются все воспитанники центра — 180 детей. Рассказываем, в какие музыкальные игры можно поиграть с детьми в домашних условиях.

Музыка доступна каждому

Игры-забавы, игры-загадки, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические игры, артикуляционные игры, пальчиковые игры, игры-драматизации и многие другие виды игр, которые исполняются под аккомпанемент, с голоса взрослого, с сопровождением музыкальных инструментов. Это все можно использовать в домашних условиях, — рассказывает педагог дополнительного образования Елена Лыга из ЦССВ «Южное Бутово».

«Важно, чтобы взрослые, находящиеся рядом с ребенком, развивали интерес к музыке, вызывали эмоциональный отклик и желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д., давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы, способствовали формированию у ребенка эмоционального благополучия», — отмечает специалист.

В качестве музыкального сопровождения в играх используются инструменты, сделанные своими руками и, конечно же, инструменты Орф-оркестра. Суть педагогической концепции К. Орфа в том, что первичное приобщение всех детей к музыке не зависит от их способностей. Идея музыкальной Орф-педагогики заключена в «обучении-действии», где музыка не сама по себе, а связана с движением, танцем и словом.

Вот несколько игр, которые не только помогают детям с ментальными нарушениями развиваться, но и доставляют немало веселых минут.


Игра «Музыкальные звоночки»

Цель: учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание.

Оборудование: звоночек или колокольчик.

Ход игры:

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит,

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит.

(Ребенок тихонечко звенит в колокольчик.)

Ты сильней звени, звонок, чтоб каждый слышать мог,

Ты сильней звени, звонок, чтоб услышать каждый мог.

(На эту часть песенки ребенок звенит громко и уверенно.)


Игра «Подумай и отгадай»

Цель: различать звуки низкого, среднего и высокого регистров.

Оборудование: карточки с изображением медведя, зайчика, птички.

Ход игры: взрослый читает стихотворение и играет трезвучие низко — для медведя, в среднем регистре — для зайца и в высоком — для птичек. Можно использовать инструменты-заместители (деревянные ложки — для медведя, скорлупки грецкого ореха — для зайца, птичью трель изображаем с помощью стеклянных бокалов).

Я — добрый мишка плюшевый, игрушечный медведь.

Послушайте, послушайте, как я умею петь:

Ры-ра-ры-ру (играет на ложках).

Зайка, зайка, прыг да скок! Ты куда спешишь дружок?

«Прибежал я в огород, здесь морковка растет!».

(сопровождаем игрой со скорлупкой грецких орехов).

К нам сегодня в гости прилетели птицы,

Ласточки, чечетки, скворушки, синицы.

(палочкой водим по стеклянному стакану).

Взрослый предлагает ребенку показать картинку с изображением того или иного персонажа, играя на том инструменте, которым озвучивал.


Игра «Повтори ритм»

Цель: развивать чувство ритма и тембровый слух.

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и напевает песенку:

Белка, белка, где была?

«За орехом бегала,

вот орехов туесок,

угощайся, мой дружок».

В руках играющих по два грецких ореха. Взрослый отстукивает несложный ритмический рисунок, ребенок повторяет за ним. Можно использовать в этой игре хлопки, шлепки, щелчки.


Игра » Мы играем в паровоз«

Цель: развитие музыкального слуха, координации движений, умение соотносить свои движения с изменением темпа музыки.

Оборудование: Гаджет, на котором запускается веселая музыкальная композиция.

Ход игры: В игре принимают участие взрослые и дети, которые становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — «машинист паровоза», остальные — «вагончики». Они «прицепляются» за машинистом и напевают считалочку:

Что за чудо-паровоз? Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу, машинист, давай сигнал,

Отправлений час настал!

С началом музыки «машинист» издает на любом инструменте «гудок», «паровоз» трогается и играющие топающим шагом, не отцепляясь друг от друга, имитируют их перестук. Когда музыка заканчивается, поезд останавливается на остановке в полном составе. В конце игры взрослый хвалит детей за то, что не растеряли «вагончики» и предлагает исполнить песенку «Паровоз» (сл.О.Высотской, муз.Л.Компанейца).

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде? Плюшевые мишки,

Зайцы пушистые, кошки и мартышки.

Можно предложить детям пошуршать фантиками от конфет во время исполнения песни и имитировать «гудок» паровоза.


Игра «Музыкальная викторина».

Цель: развить музыкальную память и звуковысотный слух.

Оборудование: карточки с изображением знакомых сказочных персонажей. Гаджет, на котором запускаются детские песни из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры: взрослые раскладывают карточки с персонажами и героями сказок на столе и предлагают детям послушать первое произведение. Ребенок должен выбрать карточку с соответствующим героем.

В игре используются фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, Буратино, Енотом, Винни-Пухом и др. Удачно подобранное музыкальное сопровождение к игре, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в движении.


«Развитие музыкальности у детей с ментальными нарушениями осуществляется через игру, в атмосфере непринужденности, радости и творчества. Сначала взрослый является инициатором игры, впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи старших. Игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции в аудиозаписи», — рассказывает Елена Лыга.

Другие новости

Все новости