28 октября, 2020
Эксперты обсудили достоинства и перспективы онлайн-образования
27 октября в соцсетях Департамента образования и науки Москвы прошла онлайн-конференция «Цифровое образование — новая реальность». Одним из ключевых спикеров стал Андрей Курпатов, который рассказал о плюсах образовательных платформ для школьников, о компетенциях, которые необходимо развивать детям, и о том, как изменится роль школьного учителя в ближайшем будущем.
Эксперт отметил, что обучение с помощью качественных онлайн-курсов дает лучший результат, чем офлайн-образование. Он подчеркнул, что это происходит за счет интерактивности образовательных платформ, которые, однако, необходимо дорабатывать: «Если в онлайн-формате предусмотрены все реперные точки, на которых есть объяснение, проверка знаний, увлекательное развлечение, то это привлекает ребенка».
Курпатов также указал на то, что необходимо формировать системы комбинированного обучения: дистанционного и очного. Очно школьники будут тренировать навыки командной работы, лидерства, убеждения — те компетенции, которые пригодятся им в будущем.
Помимо этого, спикер рассказал о том, как изменится роль учителя в ближайшие годы: «Раньше мы строили отношения с другими людьми, потому что они были носителями определенных знаний. Сейчас потребность в этом падает. Так и зачем сейчас учиться у учителя, если все знания доступны? <...> Ключевая вещь здесь — психологический коучинг, то есть формирование у ребенка не просто навыков в рамках дисциплины, а формирование навыков социального взаимодействия, внимания к главным и второстепенным понятиям, умению искать информацию и правильно применять ее. Педагог должен превратиться в старшего, с которым ребенок будет учиться тренировать взаимодействие как со взрослым авторитетным лицом из другого мира».
«Будущий мир идет к тому, чтобы образовательные онлайн-платформы стали обычным делом», — заключил Курпатов.
На конференции также выступили Дмитрий Комендантов, директор направления по работе с госсектором Mail.ru, Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, Владимир Рачевский, народный учитель России, Татьяна Черниговская, профессор и член-корреспондент Российской академии образования, и многие другие. Дискуссию модерировала Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы. В ходе обсуждения темы спикеры пришли к выводу о том, что школа важна и необходима не только как образовательное учреждение, но и как социум, где личности детей проходят этап становления. Именно по этой причине полный переход на дистанционное образование невозможен: исчезнут личный контакт и эмоциональная вовлеченность — важнейшие аспекты взаимодействия между учителями и школьниками.
По словам Владимира Макарова, заместителя руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, привычную для нас офлайн-школу нужно грамотно трансформировать с помощью информационных технологий, сделать ее удобней и привлекательней. Заменять ее «удаленкой» нельзя, как нельзя и оставаться на месте, не развиваясь. Благодаря синтезу двух этих подходов нужно создать новый формат образования, интересный для восприятия современных детей.
По мнению Марии Лазутовой, председателя Комиссии по образованию и науке и Общественной палаты города Москвы, дети к такому новому формату образования оказались максимально подготовлены.
По итогам конференции эксперты сделали три главных вывода:
- Массовый переход на удаленное обучение обусловлен пандемией, однако формат онлайн-образования уже стал мировой тенденцией.
- Детям комфортен дистанционный формат: сейчас школьники и студенты — не только основные потребители, но и авторы цифрового контента.
- Цифровые платформы могут повысить эффективность обучения. Благодаря им можно персонализировать набор заданий для каждого ученика и обеспечить автоматизированную проверку и быструю обратную связь.
Текст подготовили: Алина Мельникова, Арина Косарева — стажеры Комплекса социального развития в проекте «Москва — добрый город»