«Я дома» — агрегатор добрых дел

Что надо знать о развитии речи у особого ребенка? Советы логопеда

28 апреля, 2020

Что надо знать о развитии речи у особого ребенка? Советы логопеда

На вебинаре Института дополнительного профобразования работников социальной сферы доктор педагогических наук, профессор, логопед Елена Архипова рассказала об инновационных технологиях развития речи детей с особенностями развития.

Отчего зависит развитие речи?

Речь не рождается сама по себе. Ее формирование зависит от многих функций: зрения, слуха, сенсорной базы, двигательной деятельности и многого другого. Когда все функции развиваются нормально, становление речи происходит само собой, а вот нарушения функций в дальнейшем могут повлечь за собой и речевые нарушения.

В первые месяцы жизни мозг ребенка обладает огромным компенсаторным потенциалом. В этот период еще возможно дозревание нервных клеток взамен погибших при гипоксии, образование между ними новых связей, необходимых для развития. Поэтому коррекционную работу важно начинать как можно раньше. После трех лет многие нарушения станут необратимыми.

Чтобы ничего не упустить, обратитесь к врачу, если ребенок в возрасте:

1 месяц — не следит глазами вправо-влево за движением фонарика

2 месяца — не реагирует на звуки

3 месяца — не удерживает головку, не улыбается в ответ на улыбку

4 месяца — не тянет руки к игрушкам

5 месяцев — не переворачивается со спины на живот

6 месяцев — не просится на руки к маме

7 месяцев — не стучит игрушкой по столу

8 месяцев — не стоит при поддержке за руки

9 месяцев — не ползает вперед

11 месяцев — не реагирует на свое имя

12 месяцев — не делает шаги, держась за руки взрослого, не подает игрушки

13 месяцев — не стоит сам хотя бы 10 секунд

15 месяцев — не произносит «мама», «папа»

16 месяцев — не ходит, не повторяет за взрослыми простые слова.

Если вы заметили у своего ребенка что-то из этого списка, не делайте поспешных выводов. Просто обратитесь к врачу и выполняйте его рекомендации.

Как помочь ребенку с речевыми нарушениями?

Поскольку речь зависит от огромного количества факторов, корректировать ее необходимо комплексно. Логопед работает не только с артикуляционным аппаратом, но и практически со всеми сферами развития ребенка: эмоциональной, сенсорной, познавательной, двигательной, моторной. Есть множество упражнений, на первый взгляд, никак не связанных с речью, но очень полезных для стимуляции речевой активности. Вот некоторые из них.

Хождение по пересеченной местности. Выложите на полу дорожку из разных предметов. Желательно, чтобы они были разными по размеру, тогда ребенку придется каждый раз заново рассчитывать движение ноги. Это упражнение стимулирует мозжечковую деятельность, которая напрямую влияет на речь. Если предметы, из которых сложена дорожка, разные на ощупь, а ребенок идет по ним босиком, к мозжечковой стимуляции присоединяется и развитие сенсорных функций.

Ползание по тоннелю. Можно купить готовый, а можно просто составить стулья, пустые коробки и все, на что у вас хватит фантазии. Можно усложнить упражнение: сначала ползем по тоннелю, затем бежим, затем снова ползем. Это занятие развивает моторику.

Хождение с предметом на голове. Найдите то, что ребенку под силу удержать, и предложите сделать несколько шагов. Если это дается легко, усложните — предложите, удерживая предмет на голове, пройти по неровной дорожке.

Глазодвигательные упражнения. Смотрим прямо перед собой, вверх, вниз, вправо, влево, по диагоналям. Сводим глаза к центру, разводим.

Пальчиковые игры. Развивают межполушарные взаимодействия. В правом полушарии у нас возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются. Это происходит благодаря «мостику» между полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы.

Рисование на вертикальных поверхностях. Развивает межполушарное взаимодействие, зрительную координацию, пространственные представления. Для этих занятий можно использовать специальные обои для рисования, флипчарт, грифельную доску и все, что вам не жалко отдать под детское творчество.

Дыхательные упражнения. В интернете можно найти целый комплекс упражнений на развитие речевого дыхания. Вот несколько примеров.

«Погаси свечу». Ребенок делает вдох, задерживает дыхание и затем в несколько толчков выдыхает «фу-фу-фу».

Как дышит нос. Делаем по 8-10 вдохов и выдохов по очереди каждой ноздрей, закрывая при этом другую.

Гудок приближается и удаляется. На одном выдохе усиливаем и затем ослабеваем звук: «ммммММММмммм».

Могут ли родители сами заниматься коррекцией речи ребенка? Ответ на этот вопрос может дать только специалист. Если отклонения незначительны, логопед, скорее всего, даст комплекс упражнений для выполнения дома, и этого будет вполне достаточно. Если же у ребенка тяжелые нарушения развития, ему необходима профессиональная помощь и специальная адаптивная физкультура. В этом случае без специалиста не обойтись.

Запись вебинара «Что надо знать о развитии речи особого ребенка? Советы логопеда» доступна по адресу: https://events.webinar.ru/19610373/4169372/record-new/4250394

Еще больше онлайн-занятий Института дополнительного профобразования работников социальной сферы смотрите здесь: http://online.ya-doma.ru/

Другие новости

Все новости