Экспозиция расскажет историю развития города: о нумерации домов, названиях улиц, а также ответит, как и куда «переезжали» здания. Материалы выставки познакомят с проектами советских архитекторов, которые могли изменить кольцевую структуру столицы и объединить Москву с Ленинградом. Вы узнаете о внедрение генерального плана и как началась эра высотного строительства в СССР.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?
Попробуйте найти маленькую улицу в Москве без навигатора, а когда-то это было несложно! Город был таким небольшим, что среди домов ориентировались по фамилиям их владельцев. Но уже во второй половине XVIII века, при императрице Екатерине II, была введена нумерация строений и земельных владений. Номера владениям (в которых могло быть несколько домов) присваивались, чтобы взимать налог и заключать договоры на недвижимость. В то же время полиция вела свою нумерацию каждого дома в отдельности, в зависимости от его расположения к полицейскому участку. В начале 1880-х годов, после реформы полиции, был составлен подробный план столицы со списком всех улиц и их границ. Тогда же ввели новые правила, по которым стороны улиц были разделены на четную и нечетную, а нумерация домов на центральных улицах начиналась от Кремля. Эти правила и принципы оказались настолько эффективными, что ими пользуются и сегодня.
МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ
В 1932 году Моссовет организовал конкурс проектов генплана столицы. Один из его участников, архитектор Н. Ладовский, предложил весьма необычный вариант схемы роста новой Москвы. Считая радиально-кольцевую модель организации городского пространства крайним проявлением прямоугольной планировочной структуры, он выдвинул идею разорвать кольцевую систему на одном из участков, чтобы дать центру возможность свободного роста. Тем самым столица посредством магистрали Тверская улица — Ленинградское шоссе соединилась бы с Ленинградом по динамической параболической оси. Этот план получил название «Парабола Ладовского». А инженер Г. Красин предложил звездообразную структуру с плотно застроенным центром и поселками вдоль радиальных магистралей. Ни один из конкурсных проектов не был признан достаточно убедительным.
В 1935 году приняли генплан, созданный под руководством архитекторов В. Семёнова, С. Чернышёва и инженера А. Страментова. Он подчеркнул традиционную структуру города парками — пятью «зелеными» кольцами вокруг центра. Широкие каналы должны были соединить Москву с основными реками, превратив столицу с помощью Волго-Балтийской системы в «порт пяти морей». Ее начали строить до нападения немцев, а достроили после войны. В послевоенные годы раз в несколько десятилетий появлялись проекты реконструкции и застройки новых районов города. В 2010 году утвердили генплан с перспективой до 2025 года, согласно которому в 2012 году к городу присоединили территории Новой Москвы. В результате площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза.
МОСКОВСКИЕ ПЕРЕДВИЖКИ
Знаете ли вы, как передвигали здания в Москве? Первый дом перенесли еще в 1897 году — его освободили от мебели, дверей и окон, постройку весом 1840 тонн сняли с фундамента и с помощью конной тяги перевезли на 100 метров.
В Генплане Москвы 1935 года появились так называемые «красные линии» — границы, за которые надо было перенести дома, чтобы устранить «узкость и кривость» центральных улиц. Для этого создали специальную контору — «Трест по передвижке и разборке зданий», а известные с 1897 года методы перемещения усовершенствовали. Теперь дома не отключали от коммуникаций при переносе. За несколько десятков лет в Москве передвинули почти 70 зданий. Так, никто из жильцов бывшего Саввинского подворья даже не заметил ночной «переезд» своего дома. Это здание было самым тяжелым перенесенным строением для того времени — 23 тыс. тонн.
В 1940 году перенос здания Моссовета стал новым мировым рекордом по скорости перемещения — всего за 41 минуту строение весом 20 тыс. тонн передвинули на 13,5 метров. А во время перемещения старейшей в столице Глазной больницы (свыше 13 тыс. тонн) врачи в штатном режиме продолжали принимать пациентов. С угла улицы Горького и Мамоновского переулка здание передвинули вглубь квартала и развернули на 97 градусов.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАЗВАНИЯ УЛИЦ?
Мы редко обращаем внимание на привязку названий столичных улиц к их географическим ориентирам, а между тем она неслучайна. Например, на севере города наименования улиц связаны с историей освоения Арктики. Так, в районе Медведково расположены Полярная и Снежная улицы, Студёный проезд, а в честь географа — исследователя Арктики назван проезд Шокальского. На юге столицы некоторые названия напоминают о Крымском полуострове — Севастопольский проспект, Симферопольский бульвар, Азовская и Ялтинская улицы и многие другие.
В память о знаменитых полководцах, Героях Советского Союза и событиях, сыгравших значительную роль в истории нашей Родины, названы улицы в Западном округе. Так, в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года в 1912 году появились Багратионовский переулок, улица 1812 года, Кутузовский проспект и одноименные проезд и переулок. Проспект Маршала Жукова и улица Наташи Ковшовой напоминают о доблести героев Великой Отечественной войны. На Востоке Москвы в названиях Байкальской и Амурской улиц отражена история строительства Байкало-Амурской магистрали — масштабного проекта, за которым в советское время закрепился статус «стройки века».
РАДИАЛЬНО-КОЛЬЦЕВАЯ СТРУКТУРА МОСКВЫ
Развитие Москвы шло по радиально-кольцевой структуре. Сподвижник Петра I Яков Брюс, как человек увлеченный астрологией, предложил провести от Кремля 12 улиц, чтобы получилось 12 секторов, каждый из которых соответствовал определенному знаку Зодиака. Брюс придавал кругу сакральное значение и считал надежным строительство в Москве с соблюдением этой структуры.
По одной из версий, Сталин воспользовался идеей Брюса, когда проектировал Московский метрополитен, поэтому на кольцевой линии 12 станций. Также с соблюдением концепции Брюса созданы Садовое и Бульварное кольца, МКАД, а в XXI веке появились Третье транспортное кольцо и второе кольцо метрополитена — МЦК.
С помощью астрологии Брюс высчитывал самые благоприятные места для проживания. Так, он жил в доме, который сегодня расположен на проспекте Мира, а в 1727 г. поселился в поместье Глинки.
ИСТОРИИ МОСКВИЧЕЙ
Анатолий Оттович Гунст (1858–1919)
Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) занимался реконструкцией и строительством домов, а во время учебы помогал при постройке Храма Христа Спасителя. В 1896 г. его назначили участковым архитектором Московской городской управы на Сущевском, Пречистенском и Хамовническом участках. По его проектам созданы особняк в Хамовниках и доходный дом на Кузнецком мосту. Самое известное творение архитектора — Дом Ученых на Пречистенке, к которому он пристроил двухэтажный зимний сад в виде полуротонды, а парадный въезд украсил скульптурами львов.
Гунст увлекался фотографией и театром. В 1901 г. он основал Московское художественно-фотографическое общество, тем самым положив начало данному искусству. Вместе с режиссером Е. Б. Вахтанговым он создал Драматическую студию. Со временем она превратилась в знаменитый Вахтанговский театр.
Продолжил дело Гунста его внук — заслуженный архитектор России Игорь Анатольевич, который к Олимпийским играм 1980 г. построил дворец спорта «Измайлово».
Документы в фонд Главархива передала жена Евгения Анатольевича Гунста — Елена Петровна Гунст.
Георгий Александрович Градов (1911–1984)
Георгий Александрович Градов (1911–1984). Советский архитектор, теоретик архитектуры, боевой офицер Великой Отечественной войны. В мае 1945 года назначен руководителем мастерской Гипрогора, которая занималась проектированием генпланов городов и рабочих поселков, а также разработкой проектной документации для новостроек первых пятилеток. До 1950 года архитектор жил между двумя городами: в Москве он чертил и защищал проекты, а в Сталинске воплощал эти проекты в настоящие улицы и проспекты.
В 1954 году Градов стал начальником Академии архитектуры СССР. Тогда же он направил в ЦК КПСС письмо с критическим анализом «эстетско-архаической направленности советской архитектуры и предложениями по устранению ошибок и недостатков в теории и практике архитектуры». ЦК прислушался к Градову и пригласил его принять участие в подготовке знаменитого Постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Документы в фонд Главархива передала жена Георгия Градова — Нина Петровна Афанасьева.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СТАРИННЫЕ УЛИЦЫ МОСКВЫ
Видеоролик приглашает вас в путешествие по Пятницкой и Мясницкой улицам XVIII–XIX века. Вы узнаете, когда они появились в городе и почему носят такие названия. Исторические кадры покажут украшенные усадьбы, церкви и богатые особняки, сохранившиеся до наших дней. Интересные факты дадут вам возможность по-новому взглянуть на знакомые улицы.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ И ДОКУМЕНТЫ
ПОДРОБНЕЕ ОБ АКЦИИ
Проект «Москва — с заботой об истории» направлен на сохранение семейных реликвий и историй москвичей. В рамках акции через центры госуслуг в Главархив горожане могут передать свои материалы: фотографии, документы, письма, предметы быта и гардероба. При необходимости они реставрируются, им обеспечивается хранение в надлежащих условиях.
С согласия участника проекта переданные предметы могут стать частью выставок и электронного архива. Основная цель — сберечь подлинные истории жителей, рассказать о них москвичам и поделиться со следующими поколениями.
На основе собранных материалов в офисах «Мои Документы» запущен одноименный выставочный культурно-просветительский проект. В центрах расположены экспозиции, где представлены интересные факты, документы и фотографии, познавательная инфографика, а также видео- и аудио-контент, интерактивные тач-экраны с викторинами и играми. Список центров, в которых представлены выставки, доступен на сайте «Мои Документы». Принять участие в проекте и передать памятные вещи на хранение в Главархив можно через любой столичный центр госуслуг.
Если у вас есть пожелания и предложения для проекта, или вы хотите подробнее узнать, как принять участие в акции и передать документы на вечное хранение в Главархив, пишите нам на электронную почту UvarovaDA@mfc.mos.ru.