Выставка «Моя семья — моя история» знакомит посетителей с удивительными фактами о дошкольном и школьном образовании, рассказывает, как менялся учебный процесс и его восприятие в разные исторические времена.
Человек учится всю жизнь. Каждое поколение перенимает опыт прошлого, вбирая самое лучшее. Наши родители помогают нам с уроками, направляют нас и всегда поддерживают. Получая знания прошлых поколений, мы открываем для себя двери в светлое будущее.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО?
Весь мир не понимал, как после страшной Второй мировой войны СССР, который понес тяжелые потери, неожиданно для всех первым отправился бороздить космические просторы. Ведущие эксперты считают, что в этом заслуга советской системы образования и науки — самой лучшей в мире.
Расцвет образования в России начался после Октябрьской революции: шла глобальная борьба с безграмотностью населения, высшее образование стало доступным для женщин, а чтобы сделать образование доступным и для работающих — впервые в мире была введена заочная форма обучения и дополнительные отпуска. Государство тратило 11 % бюджета страны на образование, в то время как в США — 3 %.
НАУЧИМ ВСЕХ И ВСЕМУ
В 1650 году чешский педагог и гуманист Ян Амос Коменский придумал систему массового «обучения всех и всему». Он впервые распределил учеников по возрастам и классам, разрезал грамоту на несколько учебных дисциплин, написал первый учебник, ввел понятия: учебный день, урок, оценка, упражнение. Установил единый день начала занятий — один раз в год и «лучше всего осенью», а также придумал летний отдых для детей от учебного процесса.
ДЕТИ — ЦВЕТЫ ЖИЗНИ
Дети — цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы — так считал немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад» Фридрих Фребель. Именно его учения легли в основу нашей системы детских садов.
Основная цель состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать наиболее полному раскрытию потенциала детей.
С ЗАБОТОЙ О САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Первый детский сад в нашей стране открыла 27 сентября 1863 года Софья Андреевна Люгебиль. Только после революции 1917 года детские сады вошли в массы, благодаря поддержке государства. Детям преподавали шитье, речь, моторику, а также дисциплины, направленные на общее развитие ребенка.
В 2004 году журнал «Обруч», газеты «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» инициировали праздник День воспитателя и всех дошкольных работников, выбрав дату 27 сентября — день открытия первого детского сада.
ЕЖУ ПОНЯТНО
В советское время в интернатах для одаренных детей ввели деление классов по буквам. Подростков, которые обучались по двухгодичной программе, определяли в классы «А», «Б», «В», «Г», «Д», а тех, кому учиться год, — в «Е», «Ж», «И». Их стали называть по аббревиатурам классов «ежами».
Ученики-двухгодичники занимались по нестандартной программе и во многом опережали одногодичников. Так, появилось выражение «ежу понятно», которое показывало разницу в знаниях.
ЗАРУБИТЕ СЕБЕ НА НОСУ
Помните, нам часто говорили: «Заруби себе на носу». Что же это значит?
Это выражение появилось, когда зачатки письменности уже были, а бумага — нет. Люди носили с собой специальную деревянную дощечку и делали на ней зарубки, чтобы запомнить что-нибудь важное. Дощечка получила название «нос», произошедшее от глагола «носить». Так что «заруби себе на носу» означает «сделай заметку в своей записной книжке».
Сегодня эта фраза используется, когда нужно подчеркнуть важность информации.
НЕ МЕСТО ПРЕМУДРОСТИ В БЫТУ
Еще 100–150 лет назад в крестьянских семьях домашняя работа занимала первое место, на занятия учебой времени не хватало. Дети разделяли хлопоты по хозяйству наравне со взрослыми, книжная премудрость была не к месту. В 12 лет мальчику выделяли небольшой кусок земли, который он самостоятельно возделывал. Девочка к 10 годам уже считалась самостоятельной хозяйкой, ее готовили к замужеству и роли хранительницы очага. Таким образом, времени на постижение гранита науки у крестьянских детей не оставалось.
ОЛИМПИЙСКИЕ ПОДВИГИ
В XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской империи — прообраз знакомых нам школьных конкурсов. Первая московская олимпиада по математике прошла в 1935 году. При этом самому младшему участнику было 14 лет, а старшему — 29.
В 2020 году 55 % всех победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — москвичи. В 2019/2020 году на пьедестал международной олимпиады поднялись московские школьники — 14 золотых и 7 серебряных медалей в копилку России.
МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ
С 2012 года московские детские сады и школы стали объединяться, что впоследствии превратило их в многофункциональные учебные комплексы. К началу ноября 2012 года появилось более 250 таких комплексов. Главный плюс объединения — обеспечение преемственности всех ступеней образования: дошкольного, начального и среднего.
Ребенок с раннего возраста привыкает к атмосфере школы. В последующие годы он все так же будет ходить в это учреждение, поэтому такой комплекс помогает создать психологически комфортную среду для детей.
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ «КАНИКУЛА»
В XIX веке у школьников не было каникул. Детям давали только отгул для сбора урожая. Само слово «каникулы» произошло от латинского названия звезды Сириус — Каникула, что в переводе означает «маленькая собачка». Было замечено, что когда эта звезда появляется на небе, то наступает самое жаркое время. Отсюда период летнего зноя и связанный с этим отдых от повседневной работы у древних римлян получили название «собачьи дни».
ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕБЕ
Впервые за успехи в обучении школьников стали награждать при Екатерине II. Детям вручали книги — в то время редкие и очень дорогие. В 1835 году появилась медаль «За успехи в науках» для мужских гимназий. После 1917 года награждение выпускников отменили. Лишь в 1944 году снова ввели золотые и серебряные медали, однако в 2013 году им на смену пришли новые образцы аттестатов с отличием.
В 2014 году Мэр Москвы Сергей Собянин учредил московскую медаль «За особые успехи в обучении». Она — показатель прекрасной учебы и дополнительная мотивация для школьников. При поступлении в высшее учебное заведение медаль дает дополнительные баллы и преимущество перед абитуриентами.
ИСТОРИИ МОСКВИЧЕЙ
Василий Гавриков
Полковник Василий Гавриков во время войны остался в Москве, чтобы обеспечить секретность разработок ядерного оружия, а его семью эвакуировали в Уфу. Он постоянно думал о родных, отправлял им гостинцы. Василий через письма воспитывал дочку Иру, хвалил или ругал ее, объяснял, что хорошо, а что плохо: «Ты уже теперь большая и должна понимать, что когда не слушаешься, то маме и бабушке с тобой очень трудно, а ты должна их любить и жалеть». Каждое его послание пропитано любовью и заботой, горечью от расставания и верой в скорое воссоединение.
Он постоянно напоминал, как сильно любит дочку: «Но несмотря на сотни километров, разделяющих нас, я каждый день думаю о тебе, моя родная, вижу тебя часто во сне и очень скучаю».
Документы в Главархив передала дочь В. Гаврикова — Гаврикова Ирина Васильевна.
Вера Акимовна Гусева
Преподаватель математики Вера Акимовна Гусева посвятила всю жизнь детям. Она заботилась об учениках, уделяла внимание каждому ребенку, поддерживала их в сложных ситуациях, перевоспитывала хулиганов — за что была награждена благодарностью от милиции.
Ее большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения отмечен множеством благодарственных писем, грамот и медалей, среди них — медаль «За трудовую доблесть», знак «Отличник народного просвещения», Орден Ленина.
Благодаря Вере Акимовне увековечена память погибших в Великой Отечественной войне — в школьном дворе установлен памятник «Реквием 41-го», на котором выгранены 100 фамилий выпускников и учителей школы № 110, не вернувшихся с фронта.
Вчерашние выпускники не забывают заботу учительницы: «Очень часто я вспоминал Вас с нежной сыновьей любовью. Я никогда не забуду того сключительного отношения с Вашей стороны, под знаком которого прошла моя школьная жизнь».
Документы в Главархив передала дочь Веры Акимовны Гусевой — Вера Фридриховна Туницкая.
Стефанида Руднева
«Только творческое жизнеощущение дает человеку внутреннюю силу и свободу, делает его прекрасным». Стефанида Руднева, советский музыкальный педагог и хореограф, по-особенному относилась к воспитанию детей. Она разработала метод музыкально-двигательного воспитания — музыкальные игры и пляски, благодаря которым дети выражали себя в движении.
Стефанида создала студию музыкального движения «Гептахор», писала статьи о художественном развитии детей, разрабатывала методические пособия, создавала книги по музыкально-двигательным упражнениям в детском саду. Во время и после войны, даже на пенсии она занималась вопросами образования и консультировала работу кружков по эстетическому воспитанию детей.
Для сохранения своего вклада в воспитание и развитие детей Стефанида передала материалы в Главархив. Со временем ее ученицы дополнили архив новыми артефактами.
Арнольдо-Третьяковское училище
Иван Карлович Арнольд — человек, всю жизнь помогающий несчастным. В два года из-за травмы он потерял слух. Родители определили его в специальное училище в Берлине. По возвращению в Россию он решил организовать подобное немецкому заведение, чтобы помочь глухонемым настоящего и будущего поколения. При поддержке основателя художественной галереи П. М. Третьякова в 1860 году он создал Арнольдо-Третьяковское училище. В нем практиковался звуковой метод преподавания, были открыты профессиональные мастерские для мальчиков и девочек. Дети из бедных семей и сироты могли жить в пансионе и обучаться совершенно бесплатно. Арнольдо-Третьяковское училище стало одним из лучших заведений подобного типа.
Сведениями об этом уникальном училище делились разные источники, а воедино для памяти потомков их собрал Главархив.
Екатерина Мальцева
Екатерина Мальцева окончила философский факультет Берлинского университета и получила степень доктора философии. Она также стала кандидатом психологических наук, музыковедом и психологом.
Научные занятия были главным ее интересом. Екатерина преподавала психологию в нескольких московских университетах, в том числе в МГУ им. М. В. Ломоносова, Медико-педагогическом институте и др. Она исследовала музыкальное восприятие дошкольников и изучала переживания детей, вызванные музыкой. Занималась вопросами музыкальной психологии и ее влиянием на музыкально-педагогическую деятельность, а ряд работ посвятила проблеме цветного слуха.
Научные труды Екатерины нашли отклик не только в педагогической деятельности, но и помогли войскам противовоздушной обороны во время войны. Она разработала важные памятки о роли слухового восприятия в боевых условиях, которые Народный Комиссариат Обороны СССР назвал «крайне необходимыми командирам и бойцам ПВО» в повседневной боевой работе.
Документы в Главархив передала К. А. Дуленкова.
Нина Кувшинская
Бабушка и мама девочки Нины Кувшинской были потомками немецких купцов Бартелье. Бабушка с ранних лет обучала Нину немецкому языку и арифметике, а отец давал задания по русскому языку, например, выучить и переписать отрывок из творчества Пушкина.
К школе девочка свободно читала, писала и считала на двух языках. Она была в числе лучших учеников класса. Нина с теплом вспоминала: «...у нас были великолепные учителя, которые любили детей и свое дело. И я считаю, что их труд заронил в наши сердца и души самые добрые качества человека».
Школа не только дала знания Нине, но и спасла ее жизнь. В годы войны начались массовые аресты «неблагополучных немцев». Нину с бабушкой и мамой хотели отправить в исправительно-трудовой лагерь ГУЛАГ, но школа заступилась за них.
Документы в Главархив передала Мусиенко Наталия Сергеевна.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СКАЗКА БЫЛЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК
Видеоинсталляция перенесет вас в удивительный и волшебный мир сказок и игр!
Вспомните детство, узнайте невероятные факты про любимых героев или тайный смысл знакомых сюжетов. Посмотрите, какие забавы были популярны в прошлом.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ И ДОКУМЕНТЫ
ПОДРОБНЕЕ ОБ АКЦИИ
Проект «Москва — с заботой об истории» направлен на сохранение семейных реликвий и историй москвичей. В рамках акции через центры госуслуг в Главархив горожане могут передать свои материалы: фотографии, документы, письма, предметы быта и гардероба. При необходимости они реставрируются, им обеспечивается хранение в надлежащих условиях.
С согласия участника проекта переданные предметы могут стать частью выставок и электронного архива. Основная цель — сберечь подлинные истории жителей, рассказать о них москвичам и поделиться со следующими поколениями.
На основе собранных материалов в офисах «Мои Документы» запущен одноименный выставочный культурно-просветительский проект. В центрах расположены экспозиции, где представлены интересные факты, документы и фотографии, познавательная инфографика, а также видео- и аудио-контент, интерактивные тач-экраны с викторинами и играми. Список центров, в которых представлены выставки, доступен на сайте «Мои Документы». Принять участие в проекте и передать памятные вещи на хранение в Главархив можно через любой столичный центр госуслуг.
Если у вас есть пожелания и предложения для проекта, или вы хотите подробнее узнать, как принять участие в акции и передать документы на вечное хранение в Главархив, пишите нам на электронную почту UvarovaDA@mfc.mos.ru.